Факторы поведения пользователей
В процессе формирования алгоритмов ранжирования, поисковые машины учитывают не только качество внутренней оптимизации, но и факторы поведения пользователей. Вот, к примеру, несколько из них:
CTR сайта в поисковой выдаче. Иногда сайты, находящиеся на 5-й позиции выдачи получают трафика больше чем конкурент на 3-й. Это свидетельствует о том, что при поиске ответа на свой вопрос, посетитель ориентируется на заголовок и описание сниппета. И если они составлены правильно и соответствуют поисковому запросу, то пользователь совершит переход, игнорируя сайты на более высоких позициях.
Показатель отказов. Если в течение 15-ти секунд с момента входа на страницу посетитель закрыл ее, это учитывается поисковой системой как отказ. Причин для отказов может быть несколько: долгая загрузка страницы, неприятное и тяжелое визуальное представление сайта, несоответствие содержимого страницы к поисковому запросу и т. д.
Время пребывания на странице. Чем дольше посетитель находится на странице, тем больше вероятность, что он изучил весь контент и получил ответ на свой вопрос. Так, например, если страница содержит большой объем текстовой информации, а посетитель провел на ней меньше времени, чем это требуется на полное ее прочтение, то это говорит о том, что посетитель не захотел читать статью полностью. Причин для отказа может быть много, и это первые сомнения по поводу полезности представленной статьи.
Количество просмотров других страниц во время посещения. Если посетитель провел достаточное время на странице, а после этого просмотрел еще и несколько других страниц – это говорит об общей полезности ресурса и не только по входящему запросу. Чем больше просмотров страниц на посетителя, тем выше влияние поведенческого фактора для всего сайта в целом.
Поведение посетителя в процессе посещения. Во время просмотра страницы посетители могут вести себя по-разному. Одни станут изучать страницу последовательно сверху вниз, не пропуская не одну строчку. Другие – станут крутить скроллинг мыши «туда-обратно» в поисках конкретного ответа на свой вопрос или интересующих материалов. Третьи и вовсе откроют страницу, но перейдут в другую вкладку браузера, где и станут изучать искомую информацию, после чего закроют все вкладки, в том числе и «непросмотренную». Следить за подобными действиями помогает Вебвизор в Яндекс. Метрике.
«Социальная активность». Это количество посетителей воспользовавшихся социальными сервисами для распространения и сохранения полученной информации на странице. «Ретвиты», «плюсы», «лайки», сохранение в закладках браузера, социальные сети и т. д.
Процент возвратов на сайт. Если посетитель спустя время вернулся на сайт, значит ему понравилась предоставленная на нем информация. Чем больше посетителей вернулись на сайт, тем выше общая полезность ресурса.
Прямые заходы на сайт. Посетители, которые приходят на сайт не из поисковых систем, а по прямым заходам (самостоятельно вводят домен сайта в адресную строку браузера или переходят из закладок), повышают внимание к ресурсу со стороны поисковых систем. Это говорит о важности ресурса и его популярности среди людей.
Возвращение в поиск. Если посетитель возвращается в поиск после просмотра контента, значит ему не понравился представленный контент, он нуждается в более подробной информации по запросу или он не нашел что искал. Это тоже настораживающий сигнал для определения полезности контента.
Посещаемость сайта. Звучит парадоксально – чтобы увеличить посещаемость нужно иметь хорошую посещаемость. Но в этом есть своя логика. Если сайт посещают по многим низкочастотным запросам (связанным с определенной тематикой), то соответственно такой сайт может претендовать на повышение позиций по более конкурентным запросам, в случае если другие факторы сыграли положительную роль.
Поведенческие факторы учитываются как для конкретной страницы по конкретному запросу, так и для всего сайта в целом.
Это далеко не все поведенческие факторы учитывающиеся поисковыми системами, а лишь часть самых значительных. Основой для высоких показателей является юзабилити ресурса и качество контента. Накрутить поведенческие факторы практически невозможно, и даже если это вам удастся, то штрафные санкции со стороны поисковых систем будут жесткими и незамедлительными.
Можно сделать вывод, что если каждый из 10-ти сайтов будет иметь равные шансы на занятие выгодных позиций в выдаче (за счет проведенной оптимизации), то их порядок будет определен именно поведенческими факторами, которые являются индивидуальными для каждого веб-ресурса. Мы можем сравнить те или иные показатели сайтов конкурентов с помощью онлайн анализаторов, но узнать о влиянии поведенческих факторов можно только с доступом к статистике счетчиков, таких как Google Analytics или Яндекс. Метрика.
Поисковые системы собирают информацию не только со своих счетчиков, но и с различных Тулбаров установленных в браузерах пользователей. ПФ учитываются в процессе формирования алгоритмов ранжирования, и в ближайшем будущем именно влияние на поведенческие факторы станет основой SEO продвижения.