Поведенческие факторы ранжирования
Прежде чем начать говорить подробно про поведенческие факторы, давайте еще раз вспомним из чего состоит продвижение сайта .
Главные факторы за счет которых формируется поисковая выдача:
1. История появления поведенческих факторов
Влияние поведенческих факторов на ранжирование в Яндексе впервые было замечено в конце 2010 года. В то время, лишь малая часть оптимизаторов знала про эта и могла легко вывести любой сайт в топ без закупки ссылок. В то время многие даже не поверили в то, что существует другие факторы ранжирования, поскольку тогда ссылки рулили как никогда. Все закупали их в массовых количествах.
Весной 2011 года об поведенческих факторах знали уже многие, поэтому участились случаи их накрутки. Яндекс не мог смотреть на это все с закрытыми глазами, поэтому летом 2011 ввел специальный фильтр, который выкидывал сайты из топа с накрученными поведенческими факторами месяца на 2-3. На этом «халявная» возможность продвинуть сайт в топ закончилась. После этого к накрутке ПФ стали подходит гораздо аккуратней.
2. Список поведенческих факторов
Какие характеристики/метрики входят в список поведенческих факторов? Об этом ходят слухи и легенды в мире SEO. Давайте рассмотрим, что скорее всего влияет и что вообще можно измерить в поведении пользователей.
2.1. Время на сайте
Среднее время на сайте считается одним из важных показателей ПФ. По сути это значение показывает сколько посетитель был на сайте. Не всегда долгое время на сайте является хорошим показателем. Но чаще всего все же чем больше времени посетитель находится на сайте, тем лучше.
За этим показателем можно легко отслеживать через Яндекс Метрику.
Примечание
Бывают случаи, когда пользователь открыл вкладку и ушел по своим делам (например, ему позвонили или у него активна другая вкладка). Счетчик времени идет, но по факту это «фейк». Поисковые системы знают эти нюансы и естественно такое время не будет учтено в положительную сторону, несмотря на то, что в метрике будет показано 10 минут проведенные на одной странице. Для детального анализа нужно анализировать данные с «Вебизора».
2.2. Показатель отказов
Показатель отказов (по англ. «bounce rate»). Что считается отказом при просмотре статистики и поведенческих факторах? В целом должно выполнится два условия: либо человек провел менее 15 секунд на сайте, либо он просмотрел всего одну страницу. Показатель отказов измеряется в процентах.
Естественно, чем он меньше, тем лучше. Добиться показателя в 0% невозможно, т. к. на сайт все равно будут заходить случайные пользователи (их еще называют ошибочные клики).
2.3. Глубина просмотра
Глубина просмотра — количество страниц, просмотренных пользователем за сессию. Измеряется в абсолютном значение (просто число). Естественно, чем больше, тем лучше. Для каждого сайта это значение будет сильно отличаться. Например, для развлекательных сайтов это значение будет значительно выше, чем для информационных или новостных сайтов.
Однако не всегда можно считать большое число просмотров за хороший показатель. Например, возможно пользователь не может быстро найти информацию на сайте, поэтому переходит со страницы на страницу.
2.4. Возвращение к поиску
Возвращение к поиску — этот показатель мы никак не можем отследить. Зато поисковая система его легко сможет определить. Если после просмотра сайта пользователь перешел обратно в поиск и стал переходить на другие сайты, то это говорит о плохом показателе. Значит сайт не дал ответ на запрос пользователя и он пошел искать ответ на других сайтах. Если это так, то следовательно позиции сайта могут упасть.
На мой взгляд, этот показатель является одним из основных в плане оценки «получил ли пользователь ответ на запрос»?
2.5. Источники трафика (закладки, другие сайты)
Прямые заходы на сайт — наличие заходов на сайт с закладок и напрямую вводя URL (адрес сайта). Этот показатель ценится, поскольку пользователи заходят на сайт без поисковой машины, значит они сами этого хотят, а значит на сайте есть ценная информация.
Чаще всего закладочный трафик составляет 8-15% от всего трафика. Лишь у избранных сайтов он будет выше.
Наличие трафика с других источников (помимо поисковых систем) также считается положительным моментом.
2.6. Характер поведения на сайте
Оценка естественности поведения пользователи на сайте, путем анализа перемещения курсора мыши и его действий. Это нужно, чтобы уметь отсеивать накрутки ПФ. На рынке давно существуют скрипты для имитации действия пользователей на сайте. Сейчас это работает мало эффективно и этим мало кто занимается. Есть большие риски быть наказанным.
Вебмастер может пытаться максимально улучать поведенческие факторы путем добавления функционала, лучшего представления контента.
2.7. Кликабельность в поисковой выдаче
Кликабельность сайта в выдаче (в Яндекс Вебмастере этот параметр называется CTR ). На этот показатель оказывает влияние наличие хороших оптимизированных сниппетов. Это один из важных параметров, поскольку даже если сайт занимает высокие позиции, не факт, что будут реальные заходы из поисковых систем.
Не даром в новом Яндекс Вебмастере в разделе поисковые фразы есть четыре поля «показы», «клики», «средняя позиция» и «CTR»:
Несмотря на важность технических значений поведенческих факторов, я считаю, что куда важнее это конверсия сайта. Для каждого сайта это является определяющим фактором эффективности. Можно иметь потрясающие значения всех факторов и нулевые продажи, а значит и доход.
3. Как Яндекс определяет поведенческие факторы
Не стоит думать, что Яндексу трудно узнать про поведение пользователей на сайте. Не забывайте, что на самом деле поисковая система знает о Ваших сайтах гораздо больше, чем Вы думаете. Чтобы отслеживать действия пользователей у Яндекса есть несколько способов:
- Яндекс Бар (но он стоит не у всех, в этом случае данные могут быть неточными);
- Открытая статистика LiveInternet (у некоторых сайтов это открытая информация);
- Ошибочные клики (если Яндекс замечает, что человек быстро возвращается с сайта обратно на поиск, то значит на сайте пользователь не нашел, что искал);
- Яндекс Метрика (у Яндекса будет подробнейшая статистика касающаяся поведения пользователей у Вас на сайте);
- Яндекс Браузер (может он не такой популярный как Google Chrome, но все равно им пользуются многие, около 8% всех пользователей);
4. Какие поведенческие факторы можно считать хорошими
На этот вопрос трудно ответить корректно, поскольку для каждой тематики есть свои нормы. Например, если тематика сайта заказ такси или пиццы, то 1 просмотр страницы на посетителя будет считаться нормальным результатом. А вот если тематика сайта интернет-магазин, то тут должно быть не менее 3-4 просмотров.
Лично моё мнение, что у Яндекса есть по каждому запросу свои определенные нормы, т. е. самое главное смотреть на запрос, а не на общую тематику сайта. Узнать поведенческие факторы у Ваших конкурентов практически невозможно, поэтому Вы можете только догадываться как ведет себя пользователь у них. Хотя есть сервис, который может дать очень грубую оценку — SEMRUSH .
Например, для запроса «Как создать сайт » время проведения на сайте 3 минуты, а количество просмотров на посетителя 2.1 страницы. А для другого запроса: «как поднять тиц » время проведения на сайте 1.7 минуты, а количество просмотров на посетителя 1.5 страницы. И оба эти результата можно считать нормальными, относительно конкурентов, хотя мы не знаем точно их результаты.
Если Вы добьетесь того, что показатель отказов будет 0-10%, то это будет шикарный результат, которым можно гордиться. Но как правило такой результат невозможно достичь, поскольку всегда есть вероятность «ошибочных кликов». То есть проблема не в том, что с сайтом что-то не так, а в том, что просто пользователь ошибочно попал на сайт. И бороться с этим почти невозможно, т. к. все равно какой-то минимальный процент будет присутствовать.
5. Как улучшить поведенческие факторы
5.1. Интересный контент
Без хорошего контента никуда. Если Вы пишите интересно, то пользователь будет стремится прочитать как можно больше Вашего текста. Не забывайте выделять главные ключевые слова и мысли из общего текста.
5.2. Внутренняя перелинковка
Не все пользователи готовы искать долго нужную ему информацию у Вас на сайте. Поэтому, чтобы не потерять лишних пользователей нужно ставить ссылки прямо в статье (с какими-то похожими ключевыми словами) или в конце статьи ставьте ссылки на похожие темы. Советую прочитать:
5.3. Понятная структура сайта
Структура сайта должна быть в виде иерархии. Вверху каждой статьи желательно, чтобы были хлебные корочки (ссылки на разделы выше).
5.4. Хороший дизайн сайта
На красивом сайте приятно находится. Есть вероятность, что это удержит пользователя. Дизайн лучше делать классическим: шапка сайта, боковые колонки, контент по центру и меню на видном месте. Другими словами надо улучшать юзабилити сайта .
5.5. Анализ статистики
Установите Яндекс Метрику на сайт и посмотрите через некоторое время, как ведет себя пользователь на Вашем сайте. Возможно, в местах где пользователь проявляет наибольшую активность (большое число кликов) стоит поставить какие-то полезные ссылки.
Анализируя метрику, найдите те страницы где показатель отказов высокий. Далее стоит поработать с контентом на этой странице, либо добавить какие-то ссылки на другие похожие темы и т. д. Что конкретно менять нужно думать и решать Вам. Главное то, что нужно что-то делать с такими страницами, поскольку они портят репутацию сайта.
Сайт с плохими поведенческими факторами не сможет долго продержаться в топе выдачи. Поэтому работайте над сайтом, старайтесь сделать его удобным для пользователя.