Поведенческие факторы. Что это и как их улучшить?
Тимур Азизов
Поведенческие факторы – это совокупность действий посетителя вашего интернет-ресурса. Тема поведенческих факторов наиболее остра для самой популярной в России поисковой системы – «Яндекса».
С 2014 года «Яндекс» нивелировал значение ссылочных факторов и увеличил значение поведенческих факторов. Первый намек на их оценку появился в далеком 2009 году, когда «Яндекс» ввел новый алгоритм под названием «Арзамас» .
С тех пор алгоритм прошел большую эволюцию и превратился в то, что сейчас принято называть поведенческими факторами. Попробуем понять, что стоит за этими словами.
Какие бывают поведенческие факторы?
Поведенческие факторы принято разделять на внешние и внутренние.
Внешние поведенческие факторы.
Приведу пример: по запросу «аналитика сайта » ваша страница находится на 13-й позиции в органической выдаче «Яндекса». Посетитель, двигаясь по поисковой выдаче, с первого клика выбрал ваш сайт, после чего не продолжил поиск.
В глазах поисковой системы это будет означать, что ваш сниппет максимально релевантен запросу, а контент удовлетворяет интересы посетителя. Поэтому по этому запросу ваш сайт получит наиболее высокий пункт в рейтинге.
Другими словами, чтобы улучшить внешние поведенческие факторы, необходимо работать над улучшением вашего сниппета в выдаче.
Есть четыре основных варианта развития событий:
- Клик на сниппет был первым, но посетитель вернулся в поиск и продолжил искать информацию.
- Клик на сниппет вашего сайта был не первым и не последним — посетитель продолжил искать информацию.
- Клик на сниппет был не первым, но был завершающим и посетитель не продолжил поиск информации.
- Клик на сниппет вашего сайта был первым, после чего посетитель не вернулся в поиск.
Внутренние поведенческие факторы.
Внутренних поведенческих факторов довольно много, они постоянно меняются, а о некоторых параметрах оценки ничего не известно. Я бы выделил четыре основных фактора:
- Время, проведенное на сайте. Это один из самых важных параметров. Считается, что чем больше посетитель провел времени на сайте, тем интереснее контент.
- Процент отказов. Отказом считается ситуация, когда посетитель провел на странице входа меньше 15 секунд и покинул сайт. Нормальным считается показатель до 15%.
- Глубина просмотра – количество страниц, которые посетитель просмотрел за все время, проведенное на сайте.
- Количество вернувшихся посетителей говорит о том, что контент вашего сайта заинтересовал посетителя больше, чем аналогичный контент на других ресурсах.
Совокупность этих параметров принято называть внутренними поведенческими факторами. Цифры, отражающие поведенческие факторы, могут сильно разниться в зависимости от тематики сайта.
Важно знать, что наибольшее значение поведенческие факторы имеют для высоких частот. Для средних и низких частот влияние поведенческих факторов играет меньшую роль.
Как улучшить поведенческие факторы?
- Генерация интересного посетителю контента. Тексты могут быть небольшими, от 1000 до 3000 символов. Картинки и видео в тексте могут значительно увеличить самый важный параметр: время посещения ресурса. Нашим читателям, развивающим свой сайт этим путем, рекомендую почитать наши посты об inbound-маркетинге .
- Уникальные инструменты. Это могут быть различные калькуляторы или конфигураторы. Приведу пример: на сайте компании Kaleva есть сервис, который помогает выбрать пластиковые окна , исходя из индивидуальных потребностей посетителя.
- Перелинковка. Качественная перелинковка способна в разы увеличить глубину просмотра страниц и время, проведенное на сайте. Можно ссылаться не только на продвигаемые страницы, но и на материалы, интересные посетителю, или отдавать ссылочный вес не только по вхождениям ключевых слов, а стараться использовать разбавленные вхождения и безанкорные ссылки.
На самом деле перелинковка — это очень обширная тема, достойная отдельного поста.
В заключение хочу напомнить знакомую многим выдержку из письма Платона Щукина: